ТУТАЕВ – ГОРОД КОНТРАСТОВ


Маленькие города России   это жемчужины, раскинутые по просторам нашей необъятной родины. К сожалению, мы, жители крупных городов, знаем о наших «маленьких соседях» совсем мало и порой даже не догадываемся, что может таить в себе тот или иной крохотный провинциальный городок. Однако, у каждого такого поселения имеется своя богатая история, самобытные памятники архитектуры, а также уникальная, ни на что не похожая атмосфера, которая потрясает с первого взгляда, побуждая туристов вновь и вновь возвращаться туда.
Тутаев – как раз один из тех городов, который, несомненно, заслуживает внимания.  Он расположен по обеим сторонам Волги, и, несмотря на все исторические перипетии, сумел сохранить своё единство и целостность. Река Волга, таким образом, не разделяет город, а наоборот служит в качестве соединительной конструкции, по которой тутаевцы перемещаются с одного берега на другой.  Вот такой парадокс!
Сейчас Тутаев входит в расширенный список «Золотого кольца» и является одним из часто посещаемых туристами мест.

Чем же так привлекает Тутаев и почему с каждым годом популярность этого города увеличивается? Ответ прост! Во-первых, Тутаев – это невероятно живописное место, с роскошными пейзажами, пышной природой и, как уже было сказано, потрясающим видом на матушку-Волгу(которой, к слову, вдохновлялись многие русские художники).
Во-вторых, Тутаев обладает неповторимым колоритом, который не встретишь больше нигде. Город сохранил «слепки истории», начиная от средневековых храмов и заканчивая советским авангардом. Всё вместе придаёт Тутаеву характерный вид, в котором органично сочетаетсядревность, элементы ретро и неизбежные современные веяния. В Тутаеве вы найдёте огромное количество местных достопримечательностей – от величественных многовековых построек до экстравагантных граффити на стенах. Советские скульптуры и яркие киноафиши соседствуют здесь со старинными миниатюрными домиками, куполами и иконами. В любом случае, какой бы стиль искусства вам ни был близок – Тутаеву удастся вас удивить! Здесь у туриста есть возможность оказаться в нескольких временных эпохах одновременно, прикоснуться к истории и получить долгожданный глоток «свежего воздуха».
В-третьих, Тутаев живёт и процветает благодаря своим активным прогрессивным жителям,  которые всеми силами стараются поддерживать благосостояние города и способствовать притоку туристов.  Совсем недавно в Тутаеве родилось два новых волонтёрских проекта, которые заметно преобразили город и подарили ему новые обширные перспективы.
В 2019-м году в городе открыл свои двери уникальный музей жизни и быта купечества, получивший название «Ожившая история». Музей был создан благодаря усилию общественных деятелей города, которые самостоятельно разработали и сформировали концепцию музея.  Площадкой для выставки послужил старый каменный особняк, принадлежавший некогда именитому купцу А.И. Трутневу. Именно здесь состоялось открытие первой музейной экспозиции, положившей начало многообещающему культурному проекту.
Музей живёт и развивается благодаря волонтёрской деятельности организаторов, а также неравнодушных жителей города, предоставивших музею редкий фамильный антиквариат. Выставка знакомит местных гостей с творчеством талантливых земляков, а иногородних туристов – с уникальными традициями здешнего купечества.
Не так давно в левобережном Тутаеве появилось ещё одно культурное пространство. В 2015-м году москвич Юрий Стародубов купил у города старый соляной амбар и преобразовал его в самобытный исторический музей, который существует на добровольных началах. Сейчас выставкапосвящена в основном строительным технологиям, в планах – расширение экспозиции и усовершенствование музейной площадки.
Таким образом, Тутаев вполне заслужено носит статус настоящего культурного города. Музейный комплекс «Ожившая история» — это уникальная инициатива, призванная сохранить национальную культуру и  преподнести её современникам в достойном виде.
К тому же название «Ожившая история» донельзя символично. Память о нашем прошлом это то, что даёт ответы на вопросы настоящего.  Поиск национальной идентификации заключается в постоянном «оживлении истории», воскрешении её по крупицам и составлении из этих крупиц общей картины мироздания.
Побывав в Тутаеве и увидев труды местных активистов, трудящихся на благо города, мы поняли, что этот проект обязан увидеть свет. Независимые камерные музеи Тутаева должны расширяться, получать финансовую поддержку и выходить на новый профессиональный уровень.  К сожалению, волонтёрские региональные проекты не всегда бывают замечены и по достоинству оценены. Наш форум «Ожившая история»как раз и ставит своей главной задачей  всестороннее освещение вышеперечисленных волонтёрских инициатив. Мы намерены поддержать перспективные начинания творческих энтузиастов, а также помочь им найти себе добровольное спонсорство.  Организаторы выставок смогут получить обратную связь, которая послужит ярким подтверждением ценности их проектов и даст надежду на дальнейшее развитие.
Мы надеемся, что после проведения форума жизнь Тутаева заиграет новыми красками:музеи «Ожившая история» станут национальным достоянием и пополнят свои экспозиции новыми экспонатами. Волонтёрская работа жителей г. Тутаева является показательным примером того, на что способны люди, неравнодушные к искусству. Независимые организации имеют сейчас колоссальное значение в социокультурной  жизни Российской Федерации. В наших же интересах поддерживать их, культивировать и оказывать всевозможное содействие. Подобные мероприятия стимулируют культурный рост и развитие города, а это, в свою очередь,  поможет Тутаеву стать одним из культурных центров Ярославской области, куда с удовольствием будут приезжать туристы со всех концов России.
А сейчас мы хотели бы подробнее рассказать об этом удивительном городе, полном контрастов и неожиданных сюрпризов.  Наше историко-культурологическое эссе – это своего рода обзорная экскурсия по Тутаеву, которая непременно будет включать в себя экскурс в историю, информацию о важных достопримечательностях и памятниках архитектуры, беседы с местными жителями, ну, а самое главное,«прямой билет» в музей «Ожившая история», который мы покажем вам изнутри и расскажем всё, что о нём знаем.

Романов-Борисоглебск – древний русский город

Тутаев — современное название города, раскинувшегося по обоим берегам Волги между Рыбинском и Ярославлем. До начала славянской колонизации на землях нынешнего Тутаева располагались немногочисленные поселения племени меря (финно-угоры, давшие название таким местным рекам, как Эдома, Урдома и др.). Примерно во второй половине XI века сюда, на берега Волги, пришли славяне, что подтверждают некоторые могильники XI-XIII веков, найденные в окрестностях современного города.
Исторически Тутаев со времен правления Александра I и до революции назывался по-другому — Романов-Борисоглебск. А еще раньше, в канун правления Екатерины II и далее вглубь веков, тут и вовсе находилось два населенных пункта: Романов на левом берегу и Борисоглебская слобода на правом, напротив Романова.
История основания этих двух городов уходит в Средневековье. Местные легенды и предания (записанные достаточно поздно, в XVIII столетии) относят основание Борисоглебской рыбной слободы к 1238 году и связывают ее возникновение с беженцами-ярославцами, уходившими подальше от разорительного Батыева нашествия. На следующий год, согласно «Сказанию о Борисоглебской слободе», монахи основали здесь первый храм во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Чуть позже напротив недавно основанной веси угличский князь Роман Владимирович заложил град под названием Романов на левом высоком берегу Волги, где и княжил с 1261 по 1285 год. Строительство города длилось три года и завершилось в 1283 году. В то время здесь сходились торговые пути, где «в ходу» больше всего ценились соболя, лен, мед. Здешние места также славились рыбой, а рыба в ту далекую пору подавалась к столу несравненно чаще, нежели мясо. Спрос на нее был очень и очень велик, рыбаки редко когда оставались без куска хлеба. Вот и Борисоглебское поселение наверняка изначально задумывалось безымянным основателем как рыбацкий населенный пункт. Основатель слободы не прогадал — дела шли на лад, и к XVI веку селение сперва заметили на самом верху — в Москве, а вскоре и приписали к дворцовому приказу. Так борисоглебцы сделались поставщиками рыбы обеденного стола «Божиеюмилостию государей всея Руси». О том, какие виды рыб отправляли в Кремль из слободы, свидетельствует древний документ: «Свежие красные рыбы по 30 осетров, по 25 белых рыбиц, по 20 стерлядей больших, по 50 средних, по 80 меньших в год…»
Самые ранние достоверные свидетельства о существовании Борисоглебска появляются только в конце XV века в актовой документации.
По возвращению из Кирилло-Белозерского монастыря в 1563 г. Романов посетил Иван Грозный. С этого времени в жизни Романова произошли значительные перемены.
Город был передан в «кормление» перешедшим на русскую службу татарским мурзам. Татары имели дворы в особой слободе за посадом. Мурзы контролировали денежные сборы. И только лишь указом императрицы Екатерины Второй все романовские мурзы были окончательно переселены под Кострому.
Не прошли бесследно для Тутаева и события Смутного времени. В 1609 году один из польских отрядов под командованием пана Гальбовича «взял и выжег Романов с прилегающими к нему посадами и слободами, ограбив жителей». В марте того же года город был освобожден отрядом воеводы Никиты Вышеславцева и восставшими посадскими «черными» людьми. Но вскоре крепость вновь была взята поляками.
Принимали жители города участие и в освобождении Москвы. В 1611 году романовские дружины входили в состав первого ополчения, осаждавшего Москву, которая была занята польскими войсками. Однако избавить столицу от захватчиков тогда не удалось и первое ополчение распалось.
В 1612 году было сформировано более мощное ополчение под руководством Минина и Пожарского. Осенью этого же года отряд романовских ратников совместно с ярославской дружиной принимал участие в освобождении столицы.

В целом «Бунташный» век принес с собой разлад по всей русской земле. Смута начала столетия повсюду прошлась смерчем. Там, где когда-то были цветущие города и села, царило запустение, на месте богатых усадеб торжествовали унылые пустоши. А когда ситуация стала постепенно выправляться, выяснилось, что в разоренной стране, да еще и слабо связанной с внешним миром, очень сложно куда-либо пристроить заново накопленные сбережения. Вот и принялись те, у кого завелись лишние деньги, строить храмы по Руси святой: и дело богоугодное, и вложение средств, да такое, что окупается сторицей: не в этой жизни — в вечной! Небывалый бум каменного церковного зодчества, охвативший Россию, можно объяснить причудливым переплетением «базиса» — особых социально-экономических условий — и «надстройки»: специфических религиозных представлений современников «бунташного» века.
Среди тех, кто мог позволить себе дорогостоящее каменное строительство, оказались и жители Борисоглебской слободы. К лету 1652 года ими была построена и 24 июля освящена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Примерно к середине XVII столетия на Ярославщине в целом были преодолены последствия Смуты начала века. Борисоглебская слобода и находящийся на левом берегу реки город Романов переживали существенный подъем экономики и производительных сил, что в значительной степени объяснялось мощной транзитной торговлей, осуществлявшейся по Волге. Поток товаров шел через Борисоглебскую слободу с севера на юг, от студеного Белого моря к теплому Каспию, и обратно. Не забудем и о близком Ярославле — он являлся одним из крупнейших торговых центров России того времени, и его благоденствие распространялось на окрестные города. В XVII веке в Романове возводится Крестовоздвиженский собор (1658) , Благовещенская церковь (1660), Покровский храм (1654), на Борисоглебской стороне — Воскресенский собор (1652-1678). Позднее, в XVIII веке, на романовской стороне построена Казанская-Преображенская церковь (1758).
Петр I, проводивший обновление речного флота, обратил внимание на Романов, где местные умельцы изготавливали быстроходные и маневренные парусные суда.
Местные барки, получившие название «романовки», стали еще одной визитной карточкой и города Романова, и Борисоглебской слободы. Эти прочные суда, имевшие до 15 метров в длину и 4 метров в ширину, в большинстве случаев служили для перевозки ценных грузов по Волге и ее притокам. Управлялись «романовки» рулем и ходили под прямым парусом, поднимаемым на одной, большой и толстой, мачте.
Кроме того, Романов славился также кузнечным промыслом и «железоделательными заводами», которые работали на местном сырье. Из железа местные кузнецы делали гвозди, которые шли на строительство российского флота. Романовская равендучная фабрика выпускала толстый и тонкий равендук, то есть парусину, который также отправлялся в Санкт-Петербург и на верфи.
В 1777 году ее объединили с Ямской слободой и селом Ново-Благовещенье в город Борисоглебск, который определили центром одноименного уезда. Воскресенский храм получил статус главного городского собора. Минуло без малого полвека, и в 1822 году состоялось еще одно объединение: два города, расположенных друг напротив друга, Борисоглебск и Романов, слились в один — Романов-Борисоглебск, который получил герб, составленный на основе гербов двух старых городов. Но, несмотря на это, в градостроительном отношении города остались самостоятельны, при этом все основные памятники архитектуры обращены к Волге.
К концу XIX века в уезде насчитывалось 93 церкви, 23 училища, 50 каменных домов, 10,5 тысяч деревянных домов.
Площадь уезда была 2638 кв.верст. В границах уезда было 70 крупных селений, а всего населенных мест — 455, проживало в уезде 68500 человек.
Но ни сейчас, ни в эпоху Александра Благословенного, ни при его бабушке государыне Екатерине Великой не было здесь моста. Так и ездят с незапамятных времен тутаевцы-романовцы-борисоглебцы друг к другу в гости на лодках, а если очень повезет, то на пароме.

От СССР до наших дней

После событий 1917 года Советская власть внесла свои коррективы в историю города. В 1918 году Романов-Борисоглебск был переименован в Тутаев, в память о красноармейце Илье Павловиче Тутаеве, погибшем в период Ярославского мятежа белогвардейцев на левом берегу Романово-Борисоглебска.
Родителям погибшего, ввиду их бедственного состояния, было выдано сначала 500, а затем 5000 рублей, решался вопрос о пожизненной пенсии для них. Известно, что отец Ильи просил у Н.Н.Панина не называть город именем  сына, а «дать спокойно дожить».
В честь его же в соседнем Ярославле были названы 2-я Тутаевская улица и Тутаевское шоссе. В родном городе красноармейца в честь него были названы улица и железнодорожная станция Тутаево.
Первые пятилетние планы не предусматривали строительства в Тутаеве новых крупных промышленных предприятий. В 30-е годы осуществлялась реконструкция и расширение старых предприятий: льнокомбината «Тульма» и нефтемаслозавода им.Менделеева.
В 1934 году для рабочих фабрики «Тульма» и жителей правобережной части построен просторный клуб. С 1939 года по 7 ноября 1944 года велось строительство шоссейной дороги Ярославль-Рыбинск. Вместе со стройками велись и разрушительные процессы. В 1930-е годы были разобраны: на левобережье — храмы Воскресения, Спаса «на торгу», на правом берегу — колокольня, завершение и алтарная часть Благовещенского храма, снесена пожарная каланча.
Великая Отечественная война напрямую не затронула Тутаев, но с 1941 по 1945 год отсюда ушли на фронт 22 тысячи солдат. Более 30 человек награждены орденами Славы, пятерым тутаевцам присвоено звание Героя Советского Союза: Маршал Советского Союза Ф.И.Толбухин, генерал-майор Ф.И. Зиновьев, Н.И. Старостин, Н.М. Берендеев, С.А.Егоров. Весной 1942 года подвиг Гастелло повторил П.И.Шитов.
Уроженец деревни Андроники Романово-Борисоглебского уезда Герой Советского Союза маршал Федор Иванович Толбухин во время Великой Отечественной войны командовал одной из армий в Сталинградской битве, затем войсками 3-го и 4-го Украинских фронтов. За выдающиеся заслуги награжден орденом «Победа», двумя орденами Ленина, тремя Красного Знамени и многими другими наградами.
Известно, что над Тутаевым проходили маршруты авиасообщения из-под Рыбинска с городом Калининым (Тверь), и 15 октября 1941 года подбитый немцами советский самолет рухнул вместе с летчиками в районе деревни Савинское на территории Тутаевского района.

В том же году авиационные силы оккупантов предприняли неоднократные попытки устроить бомбардировку стратегически важного нефтеперерабатывающего предприятия завода им.Менделеева в поселке Константиновский. Но, на подлете к заводу немцы сбрасывали бомбы в Волгу и убирались восвояси, опасаясь распрощаться с жизнью недалеко от особо охраняемого объекта.
В послевоенные годы город жил обычной жизнью. На главной площади Романовской (левой) стороны разобрали корпус Торговых рядов.
Весной 1969 года началось строительство Тутаевского завода дизельных агрегатов (ныне Тутаевского моторного завода). А в январе 1973 года один из цехов нового предприятия выдал первую продукцию. С развитием завода началось интенсивное строительство типового жилья и объектов культурно-бытового назначения на правом берегу. Общественно-административный центр города переместился в правобережье.
А Романовская сторона осталась тихим провинциальным пригородом. По сей день между правым и левым берегом существует паромное и лодочное сообщение, в Тутаеве нет моста, что препятствует развитию Романовской (левобережной) части города. Всвязи с этим на левом берегу в целости и сохранности осталось гораздо больше объектов культурно-исторического наследия, нежели на Борисоглебской стороне Тутаева.
В 80-е годы в городе появились: больничный комплекс, новые средние школы, детские сады, автовокзал, дворец культуры моторного завода, молодежный центр «Галактика», профессиональное училище. В 1983 году в Тутаеве торжественно отмечали 700-летие города.
В 90-е годы в Тутаеве открыты филиал Рыбинской государственной авиационной технологической академии (РГАТА); филиал Московского современного гуманитарного университета; филиал Ярославского художественного музея, Детская школа искусств, Дом природы, Дом милосердия, Центр социальной помощи семье и детям, пульмонологический центр, Дом творчества детей и юношества, спортивный комплекс «Старт».
В это же время на левом берегу был основано колокольно-литейное производство Николая Шувалова, изделия которого славятся на весь мир.
Нулевые года XXI века принесли в бывший Романово-Борисоглебск «бум» на строительство торгово-развлекательных центров и развитие крестьянских и фермерских хозяйств. Повсеместно происходит реставрация храмов и памятников архитектуры, параллельно с этим ведется строительство новых церквей и гостиничных комплексов для иногородних гостей.

Герб города Тутаев

В настоящее время в Тутаевском районе функционируют несколько десятков сельскохозяйственных производств, предприятий по выращиванию рыбы и овец романовской породы. Вместе с тем продолжают функционировать Тутаевский моторный завод, широко известный в стране и за рубежом своими силовыми агрегатами для автомобилей МАЗ, нефтеперерабатывающий завод «Славнефть» им. Д.И.Менделеева, выпускающий высококачественные белые масла для всей Европы, знаменитая овчинно-меховая фабрика в поселке Шубное, льнокомбинат «Тульма», а также мясоперерабатывающий завод ЗАО «Единство», колбасу с которого так любят и в столице нашей Родины и в самых отдаленных городах России.
Местное самоуправление вложило огромные усилия в развитие и популяризацию  спорта в Тутаеве. В рамках предпринятых мер в городе были построены огромный современный бассейн, большой стадион для проведения футбольных матчей и тренировок собственных команд, горнолыжная база «Николина гора», а также отреставрирован и приведен в рабочее состояние спортивно-гостиничный комплекс в поселке Фоминское, куда приезжают для проживания и тренировок лучшие хоккейные, футбольные и волейбольные команды России.
Сейчас тутаевцы также «делают ставку» на развитие туристической отрасли, так как в этом городе действительно есть на что посмотреть — госпожа История преподнесла множество разнообразных сюжетов, благодаря которым у Тутаева «нет отбоя» от туристов.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ТУТАЕВА

О жизни современного Тутаева, его памятниках архитектуры и культурных событиях города нам рассказала экскурсовод Центра культуры и туризма Татьяна Соломатина.

Что является главной достопримечательностью Тутаева? Что вы посоветуете посетить туристу прежде всего?
Татьяна Соломатина: Наверное, самая яркая достопримечательность, это сам Тутаев. Город расположен в необычном ландшафте, на холмах, по обоим берегам Волги, которые оба очень крутые. Такое редко где бывает. Левобережье Тутаева – это музей под открытым небом, который обожают туристы. Людей привлекает красота, умиротворение, неспешная жизнь. Тут очень зелено, красочно.

Достопримечательности Тутаева на карте

В первую очередь, конечно же, нужно сказать о наших храмах.  Храмы –это жемчужина Тутаева, на которую съезжаются посмотреть со всех концов России.  Один из самых крупных и величественных храмов – этоВоскресенский собор. Капитон Владимирович Конюшев когда-то сказал о нашем соборе так: «Я слышал иностранцев разговор, не понимая, как могло случиться,  в глуши, провинции такой собор, которым бы гордилась столица».

Воскресенский собор


Воскресенский собор – это, без преувеличения, настоящая сказка нашего города. Он ни разу не закрывался, не был осквернён, намоленный.  В нём сохранились удивительные чудотворные иконы, такие как, например,«Спас Всемилостивый». Такой иконы нет больше во всём Православии. Также необыкновенен сам храм, его архитектура, убранство. При его строительстве была  применена особая техника, которую использовали ярославские зодчие: храм выложен каменным кирпичом, поэтому все его витиеватые украшения остались в целости и сохранности вплоть до сегодняшних дней. А храму, к слову,  вот уже больше трёхсот лет.

Икона «Спас Всемилостивый» в Воскресенском соборе

Ещё одна знаковая достопримечательность Тутаева – это Крестовоздвиженский собор. Он необыкновенен тем, что там сохранились фрески Гурия Никитина. Собор строили в целом сорок лет: двадцать лет строили, а остальные двадцать лет достраивали.

Крестовоздвиженский собор

 

При воздвижении ещё недостроенного храма приехала целая артель в составе зодчего Василия Ильина,а Гурий Никитин, который ещё был тогда никому неизвестен, прибыл как подмастерье, а спустя двадцать лет приехал уже в качестве главного художника. Он расписывал собор самостоятельно. Его фрески так и остались с тех времён нетронутыми и нереставрированными.Поэтому к нам приезжает большое количество историков, краеведов, а также художников, этнографов и студентов из петербургской Академии художеств, которые учатся писать с этих подлинных фресок.

Фрески Гурия Никитина в Крестовоздвиженском соборе

Следующий важный памятник архитектуры – Казанско-Преображенская церковь. Это вообще визитная карточка нашего города. Церковь славится тем, что стоит прямо на берегу матушки-Волги. Вообще в Тутаеве есть четыре храма XVII века, а этот храм XVIII века, но по красоте он нисколько не уступает всем остальным. Существует удивительная легенда об его создании. Она звучит так: когда-то у нас был местный житель по имени Герасим, который страдал заболеванием «сухость руки». По причине своего недуга он не мог жениться – в те времена с такой болезнью было сложно прокормить семью. Будучи человеком глубоко верующим, он уехал в Казанский монастырь, где усердно молился. Ему было ведение Богородицы, в котором Она указала ему купить в церковной лавке икону Божьей Матери, приехать в город Романов и по трём указателям поставить этой иконе храм.

Казанско-Преображенская церковь

Эти указатели нашлись в том месте, где у нас сейчас стоит колокольня самого храма, на возвышенности. Изначально закладной камень находился чуть выше, но, как гласит легенда, на следующий день после того, как его положили, камень нашли ниже по склону. Это место было крутое, строить на нём было сложно, однако люди решили, что это место указала им Богородица,  камень скатился по Её велению, а значит строить надо здесь.  Также было велено тем, кто много грешил, принести храму свой покаянный камень. Камней натаскали так много, что образовалась эта ложбинка, на которой стоит сейчас Казанская церковь.
Под колокольней этого храма имеется захоронение юродивого Онуфрия. Он был провидцем, многое видел наперёд, немножко юродствовал, но люди к нему часто обращались за помощью, его помнили и любили. Многие из тех, кто впоследствии приходил к нему на могилу, заметили такую закономерность: если зубы, например, болят, то после визита туда боль как рукой снимает. В день памяти Онуфрия жители ходили в том месте Крестным ходом и заговаривали себе зубы на год вперёд(смеётся). Вот такая интересная история!

Архимандрит Павел Груздев

Наш главный светоч – это архимандрит Павел, родом из Мологи, приехавший сюда вместе с семьей, когда Мологу стали затапливать. Его родной дом был разобран, из него сделали плот и примчали к левому берегу Тутаева. У него была глубоко верующая семья. Отец Павел, когда был молодым, ходил в нашу церковь. Затем его дважды судили, он был в ссылке в Северном Казахстане. В 64-м году его рукоположили, и, наконец, кончилась эта эпопея расстрелом священников и многочисленнымиссылками.Несколько лет Отец Павел служил в Верхне-Никульском Троицком храме. Именно там его и рукоположили. К нему ездили известные люди, академики, которые были  его друзьями  – Артамонов, Папанин. Простые люди тоже к нему ездили, потому что он многое видел, многое знал о человеке, мог рассказать будущее наперёд и знал, что кому посоветовать. Он всегда помогал людям, которые к нему обращались. Знали, конечно, что он тоже немножко юродствовал, духовенствоего особо не жаловало, да он и не хотел их любви, поэтому старался отдаляться, так как именно в тишине и покое веровать было лучше и служить крепче. Затем его отправили в заштат, после чего он приехал в наш Воскресенский собор, где прожил три года, последние из которых сильно болел и практически ослеп.
Отец Павел скончался в 1996-м году. Его похоронили на Леонтьевском кладбище, где захоронены его родители. Сейчас на его могилу приезжают люди со всех концов мира: иностранцы, паломники, простой люд, наши верховные власти. У Отца Павла был такой девиз: «Где родился – там пригодился, а умру – от вас не уйду». Сейчас его непременно трижды в годвспоминают: в день его памяти – 13 января и день его Ангела – 19 ноября(он очень любил этот праздник и всегда его отмечал).  У нас также есть большой Крестный ход, который Отец Павел в своё время возобновил. Ведь с 24-го года Крестные ходы у нас прекратились, а до 24-го года они стабильно проводились дважды – на Левобережной и на Правобережной стороне. Носили икону Спасителя, верили, что она защитит ото всех катаклизмов. К слову, у нас никогда не было никаких несчастий, хотя рядом лес, он может повалиться, наделать много дел, но нас бережёт Спаситель.
В 1989-м году собралось духовенство в родительском доме Отца Павла, и было окончательно решено Крестные ходы возобновить. Сейчас это большой Крестный ход примерно на семь тысяч человек. Одну икону несут человек двадцать-тридцать, притом на специальных носилках.  Все желающие могут поучаствовать в этом мероприятии. За этим к нам специально приезжает много медийных личностей – ведущих, артистов, политиков.

Сколько примерно туристов ежегодно приезжает в Тутаев?
Татьяна Соломатина:
Турист – это человек, который приехал и остался в городе хотя бы на несколько дней, у нас же по большей частибывают экскурсанты, приезжающие в город максимум на три-четыре часа. Поэтому статистика очень размытая. В целом, конечно, туристов много. Само собой, у нас, как и у всех, была пандемия, когда туристов было совсем мало, а так, в остальное время, люди к нам ездят, нас любят. Те, кто посетил наш город, обязательно остаются под впечатлением, потому что Тутаев – город необычный, не «прилизанный», какими частенько бывают туристические города. Он самобытный. Такой, какой есть. Настоящий русский город.
Многие, кто приезжает, хотят купить у нас дом и остаться здесь. Наверное, это потому, что в больших городах не хватает всё-таки тишины и спокойствия, которые нужны многим.  Поэтому-то у нас так много дачников, которые приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля.

Молодёжь предпочитает оставаться или уезжает в крупные города?
Татьяна Соломатина:
Частенько молодёжь уезжает, но многие и остаются. Знаете, это как было в XVIII-XIX веке: люди, промышляющие каким-либо делом в крупном городе, всё равно имели дом в Романове. И сейчас также: многие уезжают работать вахтовым методом, работают в Ярославле и в Рыбинске, а живут в Тутаеве. Тут как будто какое-то место притяжения, которое от себя не отпускает(смеётся). Люди строят свою жизнь здесь, но в том числе пытаются заработать «на стороне». Нам в этом очень помог Крым, потому что когда строился мост, привлекали необходимые кадры – очень многие люди уехали туда и работали.

Какие ещё музеи, помимо «Ожившей истории», существуют в Тутаеве?
Татьяна Соломатина:
Первый музей, который мы создали, это наше муниципальное учреждение «Центр культуры и туризма», а сам музей называется «Борисоглебская сторона». Это целый музейно-выставочный комплекс, в здании бывшей школы, где у нас размещено семь экспозиций. По тематике музей ближе к краеведению: здесь можно узнать и про купечество, и про советский период, и про жизнь нашего города во времена Великой Отечественной войны. Город ведь у нас был тыловой, мы много делали для победы, поэтому эта тема широко отражена.

                                           Музей «Борисоглебская сторона»


Помимо этого, в музее собрано более 150-ти чучел животных и птиц. Ещё у нас представлена «чайная» тема – мы рассказываем, как раньше чаёвничали на Руси.

Второй музей, созданный на базе музейно-выставочного комплекса, это дом купца С.А. Вагина. Он двухэтажный, каменный, имеет два лицевых фасада, стоял раньше на самом выгодном месте в городе – на торговой площади. На втором этаже воссоздали быт купечества, а на первом – торговую лавку. Степан Александрович Вагин, в честь которого мы создали эту экспозицию, это человек, действительно живший в нашем городе, который занимался торговлей, и это его подлинный дом.

Дом купца С.А. Вагина

Третий по счёту музей, созданный в городе, это музей, посвящённый Адмиралу Ушакову. Мы считаем Ушакова своим земляком, потому чтоон родился в деревне Бурнаково Романовского уезда. Несмотря на то, что сейчасэтоРыбинский район, и его жителитоже хвастаются, что это их земляк, мы в наших экскурсиях не забываем о нём упомянуть. Этот музей тоже частный, его создали на собственные средства хозяева музея. Его довольно часто посещают и любят привозить туда детей.

Музей Адмирала Ушакова

Самый старый музей, который есть в Тутаеве, это музей Банковского дела. К сожалению, он целых девять лет не работал, так как его закрывали на реконструкцию. Музей поистине уникален, такого музея больше нигде нет, он находится в подлинном здании банка. Там сохранились комнаты и интерьеры этого банка, в том числе огромный сейф, куда прятали деньги. В советское время в этом здании также был банк – он функционировал в качестве муниципального учреждения, куда городские магазины, аптеки и прочие малые предприятия сдавали свою выручку. После того как банк упразднили, перевели с левого берега на правый, перенесли банк в новое здание, в старом создали музей. В этом музее даже снималось несколько фильмов.

Музей Банковского дела

Следующий музей, о котором я хочу рассказать, это «Дом священника».  Сначала у нас появилось двухэтажное здание: к сожалению, умерла матушка-настоятельница Покровского храма, и этот дом, стоящий около него, остался сиротой. Затем нынешний настоятель Отец Георгий разрешил нам сделать в нём мемориальный музей.Мы там абсолютно ничего не меняли, так и стоит та мебель, которая была в доме священника, и всё остальное, что осталось от той жизни.

Музей «Дом священника»

Ещё один музей, который создали относительно недавно, это «Медиа-музей духовной истории», посвящённый жертвам-священникам нашего края. Это тоже очень интересное место, рассказывающее о людях, которые служили в былые времена в наших храмах и не только. Сейчас там воссоздали макеты  утраченных и ныне действующих храмов. Макеты делала известнейший скульптор Анастасия Мотовилова. Она из древнего родаскульпторов, потомок Георгия Мотовилова.

«Медиа-музей духовной истории»

К числу частных музеев можно также отнести музей колокололитейного искусства, где Николай Александрович Шувалов очень долгое время собирал различныеколокола, которые ему привозили люди, не имея денег, и обменивали их на уже отлитые колокола. Н. Шувалов собирал эти старинные колокола, где-то потрескавшиеся, где-то с дырочками. Таким образом, колокола, вышедшие из строя, обменивались на хорошие колокола, и эти ветхие колокола достойно нашли вторую жизнь в данном музее. Сейчас в музее имеется профессиональный звонарь, который  рассказывает историю колоколов, какие они бывают, как звонят и т.д.

Музей колокололитейного искусства

В скором времени в Тутаеве откроется ещё один музей. Как вам уже известно, несколько лет назад москвич Юрий Стародубов купил в нашем городе соляные склады Строганова. У него, конечно, не очень много денег и нет особых спонсоров, поэтому этот музей пока в стадии разработки – в данный момент делается большой ремонт. Там пока нет полноценной экспозиции, но зато есть свои уникальные вещи.
В своё время у нас был граф Строганов, который вёл здесь своё дело. Сам он не приезжал, и за всем смотрел здесь управляющий Дураков. При этом он был отнюдь не дурак, так как благодаря ему, тут бойко велась торговля. В наших краях проходил Даниловский тракт, по которому везли соль и распределяли её в другие города. Также торговали вином(на самом деле водкой, которую в то время называли вином) – у нас был склад в десять тысяч вёдер.
Потом с обратной стороны склада построили керосиновую лавку, и там остались эти огромные резервуары, где хранили керосин. Когда керосин стал невостребованным, лавку закрыли, а москвич, купивший амбар, зашёл и ахнул, потому что там была буквально готовая экспозиция! Когда он доведёт дело до конца, это будет невероятный музей.

В Тутаеве проходили съёмки многих фильмов, это правда?
Татьяна Соломатина:
Да. Первый фильм, который у нас снимался, это «Хождение за три моря»(1958г.,реж. Василий ПронинХоджа Ахмад Аббас, первый советско-индийский фильм, номинировался на «Золотую пальмовую ветвь»).Снимали его прямо на Волге, где было построено специальное судно, по которому плыли герои.
Леонид Гайдай снимал у нас свой знаменитый фильм «12 стульев» с плеядой замечательных советских артистов. Снимали на левом берегу, где расположена Красная площадь. Там были построены подмостки, привезена грязь(хотя и своей хватало), пожарные разлили воду, запустили тудагусей, привезли поросёнка. И вот бегала там Наталья Крачковская, по этим подмосткам: по сюжету она бежала из загса, откуда сбежал её жених. Мы тогда повидали много знаменитостей: Крамарова, Пуговкина, Крачковскую, во главе с Гайдаем. В то время съёмочный процесс шел под широким обзором местного населения: собиралась большая толпа и наблюдала за тем, как шли съёмки. Мы тогда были ещё маленькими детьми, и знаменитости, когда у них была возможность отдохнуть, приходили на берег Волги, а мы там с ними знакомились(смеётся).

Ещё один фильм, который у нас снимали, это «Позови меня в даль светлую»( реж. Герман ЛавровСтанислав Любшин)по рассказам Шукшина. Это были 70-е годы, картина тоже с большой плеядой известных артистов(Федосеева-Шукшина, Любшин, Ульянов). Снимали этот фильм на правом берегу, в местечке, которое мы сейчас называем «Чёрная гора» — оно очень крутое, по нему спускаются к Волге.
Среди фильмов, снятых в советские годы, стоит также упомянуть «А у нас была тишина…»(реж. Владимир Шамшурин). Это картина о том, как люди жили вприфронтовом тыловом городе, как работали, как ковали победу своим трудом, и как случилась эта победа. Фильм снимали весной. Картина получилась яркая, но, к сожалению, ей дали «второй разряд». Её не часто показывали на большом телевидении, но у нас в кинотеатрах она шла часто. Когда прокатчикам необходимо было выполнить план по заполняемости зала, картину везли к нам. У нас, само собой, собирался полный зал, так как все хотели увидеть себя, ведь многим посчастливилось сняться в эпизодах.

В более позднее время Тутаев стали часто посещать режиссёры многосерийных фильмов. У нас были сняты такие сериалы, как «Вторые», «Котовский», «Страсти по Чапаю», «Доктор Живаго», «Овраги», «Исаев», «Ростов», «Берёзка».
Режиссёр Анна Чернакова снимала в наших краях детские фильмы: «Жили-были мы» и «Про Лёлю и Миньку», которые вышлисовсем недавно.
Таким образом, у нас очень много съёмочных площадок,  где снималось кино. Мы с удовольствием смотрим эти фильмы и узнаём свой город.
В общем и целом, в Тутаевеснято более 50-ти фильмов. Всех и не вспомнишь! (смеётся)

Чего, на ваш взгляд, не хватает городу? Что хотелось бы изменить/модернизировать?

Татьяна Соломатина: У нашего города есть одна характерная особенность: он весь разрезан оврагами, и нам, местным жителям, приходится эти овраги преодолевать.  Чтобы переправиться на другой берег, сначала надо преодолеть большой спуск, затем преодолеть большой подъем, и для этого нужно применить усилия. Необходимо надёжное сообщение  между нашими берегами. Когда город разделён Волгой, осенью и весной приходится ехать через Ярославль. В морозную зиму мы пользуемся ледовой переправой, а в остальные сезоны приходится тратить полтора часа на автобус – времени жалко. Поэтому нужен мост. Нам, конечно, обещали построить канатную дорогу, но это скорее аттракцион для наших туристов, а хотелось бы нечто более практичное. Но, говоря по секрету, наши дачники-москвичи утверждают, что мост нам не нужен, потому что с ним вся привлекательность города пропадёт(смеётся).
У нас также сохранилось очень много купеческих особнячков. Хочется, чтобы все эти особнячки приняли достойный вид. Хочется, чтобы у них появился хозяин, и они радовали глаз наших туристов ещё больше.

Расскажите в целом о культурной жизни Тутаева. Какие события у вас происходят(фестивали/праздники/форумы)?

Татьяна Соломатина:Самый главный наш фестиваль «Романовская овца – золотое руно России». В этом году, к сожалению, его запретили, так как всё ещё боятся всплеска коронавируса. А обычно он празднуется на широкую ногу: приезжают туристы со всех уголков России, выступаетмного самобытных коллективов. Программа обширная, с конкурсами. Всё это проходит весело, интересно, задорно. Этот фестиваль нравится очень многим.
Второй фестиваль, который мы задумали семь лет назад, «Перед Спасом», посвящён русской колокольной музыке. Так как в Тутаеве имеется собственный колокололитейный завод, и колокола льются по старой технологии, то, естественно, мы звоним на наших колоколах и показываем на фестивале, как красиво можнона них сыграть. «Перед Спасом»–победитель двух конкурсов. Он вошёл в «Топ-200» событий года России и победил в конкурсе «Russian Event Award»: у нас была презентация в общественной палате города Москвы. Там мы показывали размах нашего фестиваля и заняли 3-е место среди Центрального Федерального округа, а уже в Самаре заняли 1-е место среди всей России.
Также в августе у нас проводится интересный фестиваль под названием «Кино на воде». Мы даже вошли в книгу рекордов Гиннесса – у нас была самая большая фестивальная площадка, самый большой экран, где люди могли отдохнуть и посмотреть хорошее кино.Это, своего рода, семейный фестиваль.
Нельзя не упомянуть о замечательных коллективах, которые есть у нас в городе. В первую очередь это театр «Левый берег», художественный руководитель – Светлана Ивановна Асафьева. У театра множество титулов, он везде берёт «Гран-при», является победителем всевозможных премий и конкурсов. Это известнейший коллектив, который выступает очень достойно. На их спектакли ходит местное население, а также они постоянно гастролируют по разным городам, даже в Волковском театре выступали. Ещё одна особенность этого коллектива – они всегда принимают участие в съёмках фильмов, как в массовке, так и в эпизодах. Даже если фильмы снимают не у нас, а, например, в соседних городах, они с удовольствием ездят туда на съёмки.
Одним словом, культурная жизнь у нас бьёт ключом!
У вас в городе какая-то особенная атмосфера, это даже сложно объяснить…Такое чувство, что у вас все друг друга знают.  Так ли это?

Татьяна Соломатина: Возможно, не все друг друга знают, но зато есть кое-что, что точно нас всех объединяет – это любовь к нашему городу. Мы здесь живём и хотим, чтобы он был ещё краше, привлекательней и удобней для жизни.
Конкретно мы, люди из культурной сферы, постоянно общаемся, дружим, сотрудничаем, выручаем друг друга, вместе принимаем участие во всевозможных фестивалях. У нас также есть группа экскурсоводов-краеведов, у них есть своё сообщество, где они все друг друга знают.
Есть люди, которые объединены интернетом. В сети существуют странички, которые посвящены нашему городу, и мы пишем там о наших проблемах, достижениях, совместно всё обсуждаем. Люди имеют возможность пообщаться с главой города и рассказать ему о проблемах. Во всяком случае, когда идёшь по городу, здороваешься с каждым третьим точно.
Хочу также добавить, что наш город знаменит своими брендами. Тутаев –родина романовской овечки. В 1716-м году по приказу Петра Iк намзавезены были два барана и около тысячи маленьких ягнят. Произошло скрещивание и вывели особую породу, которая отличалась и шубными свойствами, и вкусным мясом (которое подавали на стол государю и боярам), и, конечно же, шерстью – очень тёплой и мягкой, из неё катали валенки.

Романовская овечка

Начиная с XVII века, у нас выращивали романовский лук. Он очень вкусный и сладкий. Его можно есть как в сыром виде, так и после тепловой обработки. Он не меняет своих вкусовых качеств и не синеет, как обычный красный лук.
Наш город также славился своим знаменитым романовским кружевом. Это были очень тонкие изящные кружева,которые часто выдавали за французские, чтобы продать дороже.
Наше фирменное блюдо – баранки из заварного теста, которые в своё время продавали оптом и везли целыми возами в Москву и Санкт-Петербург.
Необходимо также вспомнить о лодке «романовке», ставшей достоянием наших корабельных мастеров.  Она была очень устойчивая, вместительная, даже сам Пётр I заинтересовался ею и отдал приказ делать такие лодки, дабытранспортировать товар более безопасным способом. Примечательно, что эта лодка могла пройти по любой низкой воде.
У нас также была широкая рыболовецкая слобода. Рыбу ловили всякую: и белорыбицу, и рыбу попроще. Рыба в качестве оброка поставлялась в Москву на стол государю. За оброком к нам приезжали москвичи, и в 1660-м году они дали деньги на строительство храма – Благовещенской церкви. Эта церковь стояла отдельно в Ямской слободе, и там отдельно молились приезжие москвичи. Сейчас этот храм восстановили, он действующий.
Ну и, конечно, одно из главных достояний Тутаева – это колокола.  Именно отсюда пошла династия Моториных, которые отлили колокола, находящиеся сейчас на Красной площади. Шувалов в те годы не случайно приехал к нам: здесь он нашёл компоненты, чтобы отливать колокола по старой технологии. Это не заранее заготовленная форма, а для каждого отдельного колокола делается своя. Как говорится, «льют в глину». Поэтому колокола у нас делаются профессионально, по точным расчётам.

Как хорошо, что есть люди, которые, подобно вам, стараются сохранить архитектурные памятники и историю города.
Татьяна Соломатина
: Я, можно сказать, пришла на «готовое место». До меня всё это делали наши краеведы Конюшев Капитон Владимирович и Нина Петровна Нефедова. Они давно начали  раскапывать этот пласт истории. Про наш город можно рассказывать вечно. У нас жил, например, такой мещанин Торгованов– он был бедный, уехал, как и все, в отходничество в Санкт-Петербург. Когда в Санкт-Петербурге разрыли много каналов, и их нужно было как-то соединить мостами, Торгованов придумал подземную дорогу – прототип метро, и с этим проектом пришёл к государю. Государь посмотрел на это и молвил: «Дайте этому человеку сто рублей,и пусть больше не беспокоит меня по такому пустяку». Ему действительно дали эти сто рублей (по тем временам огромные деньги), а впоследствии появилось и метро, которое в своё время задумал Торгованов. И он же, кстати, разработал батискаф. Также приходил со своими чертежами к государю и предлагал проект батискафа.
Нельзя не упомянуть Бориса Кустодиева, который писал в нашем городе свои картины. Доподлинно известно, что девять работ сделаны у нас в Тутаеве, есть даже точные адреса, где были написаны некоторые картины, а именно – «Провинция», «Гуляние на Волге», «Купальщицы».
Вот такие люди в нашем городе раньше жили!

Музей «Ожившая история»

Мы подробно расспросили о музееего основателей: директора Марину Багонову и арт-директора Яну Недбайлову, которые рассказали, в чём состоит уникальность «Ожившей истории» и каким образом каждый желающий может внести свою лепту в развитие музея.

Яна Недбайлова – о проекте в целом и об экспозициях:
Музей «Ожившая история» расположен в старинном купеческом здании первой половины девятнадцатого века, в доме купца Трутнева. Здесь можно путешествовать во времени, познакомиться с наиболее яркими страницами в истории Романова, выдающимися людьми, оставившими наследие для потомков. Музей создан инициативной группой три года назад. Здание, в котором мы сейчас находимся, нам предоставил Михаил Исаакович Володарский на безвозмездной основе, за что ему огромное спасибо.
Первая экспозиция, которую мы создали, была посвящена архимандриту Павлу Груздеву, нашему любимому старцу, к которому даже после смерти приезжают за помощью люди.  Непростую жизнь прожил этот праведник, пройдя через все испытания XX века. Он потерял историческую родину, которая оказалась на дне рукотворного Рыбинского моря. Сам себя о. Павел называл последним старцем. Старец – это человек, признанный при жизни, почитаемый людьми.Также наша экспозиция посвящена мологжанам, которые переселились после затопления Мологи в Тутаев.

Экспозиция архимандрита Павла Груздева

Мы хотели, чтобы посещение нашего музея было одинаково интересно как взрослым, так и детям. Для этого мы создали специальную экспозицию «Кукольный домик», где вы увидите огромное разнообразие кукол прошлого века. Экспонаты для этой экспозиции предоставлены коллекционером и краеведом  Надеждой Анатольевной Манеровой. В коллекции Н.А. Манеровой немало клоунов, паяцев, шутов, представляющих разные страны. В одном из кукольных домиков живут советские куклы и игрушки, выпущенные Ярославским химзаводом «Луч».  Мы рады, что каждый, кто приходит к нам в музей, имеет возможность погрузиться в атмосферу детства и почувствовать себя ребёнком.

                                   Экспозиция «Кукольный домик»

Так как мы находимся в историческом здании, мы решили в деталях воссоздать купеческий быт. Мы собрали экспозицию «Будуар купчихи», где представлены эксклюзивные вещи и экспонаты тех времён.

Экспозиция «Будуар купчихи»

Когда люди стали приходить к нам в музей и погружаться в атмосферу купеческого быта, атмосферу «Ожившей истории»,  они стали приносить нам редкие фамильные реликвии, которые мы включили в нашу коллекцию.
Когда мы создали экспозиции, у нас возник вопрос: а как же нам назвать наш музей? У нас ведь представлено много всего: это и творчество Бориса Кустодиева, и экспозиция архимандрита Павла Груздева, «Кукольный домик», «Будуар купчихи», тема купечества. Меня попросили придумать название, и я придумала: «Ожившая история». Почему «ожившая»? Потому что в нашем музее экспонаты оживают, история оживает: мы рассказываем о загадках и тайнах Романова, об уникальных вещах, предметах и людях нашего города.


Интерьеры «Ожившей истории»

Марина Багонова – о здании, где расположилась «Ожившая история»:
Дом купца Трутнева составляет 400 кв. метров. Мы же разместили наши экспозиции всего на 200 кв. метров. Остальные 200 кв. находятся в полуаварийном состоянии после пожара. Мы уже начали ремонт этой половины – на днях вот поставят новые окна. Мы надеемся, что вскоре ремонт закончится, и там разместитсяэкспозиция, которая будет рассказывать о советском периоде.  Все, кто приходят к нам,обязательно спрашивают: «…а будет ли у вас советская тема?» Наши жители также приносят нам много советских вещей в надежде на то, что мы включим их в нашу коллекцию. После этого, соответственно, мы уже не имеем права её не сделать.
У нас, например, есть знакомый коллекционер Надежда Манирова, которая очень надеется на продолжение «кукольной темы». У нее есть уникальные куклы XIX века, и если они здесь появятся, это привлечёт к нам ещё больше людей.

О том, как собирали первую экспозицию:
Когда мы собирали экспонаты для нашей выставки, я, в первую очередь, села на велосипед и поехала по соседским деревням – по своим знакомым, которые ещё там живут. Я много чего у них нашла, и на велосипеде всё это уже невозможно было увезти: мне пришлось ехать на тракторе с телегой(смеётся).
Некоторые из вещей, которые нам приносят, при желании можно было бы за дорого продать в антикварный магазин. Но жители хотят, чтобы они стояли именно у нас. Вот такие понимающие у нас люди.

Антикварные статуэтки в музее «Ожившая история»

О том, как приняли решение создать музей:
Те организации, которые здесь раньше находились, слава Богу, здание не разрушили. Интерьер сохранился целиком. Когда мы зашли сюда с собственником помещения, он спросил: «Ну и что бы здесь сделать?». Так как лестница в доме чугунная, так и напрашивалось сделать здесь музей. Но мы почему-то тогда думали, что нам это не по силам. Дело затратное, хлопотное. Да и вообще, когда берёшься за подобное, надо заранее знать, что остановиться будет невозможно. Это просто так не бросишь. Мне очень приятно, что к нам присоединяется молодёжь. Потому что мы не вечны, а дело требует продолжения.

О посетителях музея:
В прошлом году в связи с пандемией туристов было мало. Мы заработали, вы не поверите, всего двадцать тысяч рублей, и на эти деньги Олег Ладыгин – замечательный художник – написал нам великолепную картину, которую мы потом повесили у нас в зале.
В прошлом месяце мы начали считать туристов, так как было уже сто пятьдесят человек. Для нас это уже много. Буквально на этой неделе позвонили три туроператора и предложили три автобуса туристов. Из Ярославля звонят и говорят: «Мы о вас уже знаем». Мы спрашиваем: «Откуда?». Отвечают по-разному. Кто-то в сети видел. Кто-то слышал от своих знакомых. Одна женщина позвонила в туристский центр города и сказала: «Я хочу передать музею «Ожившая история» швейную машинку».  Её спросили: «А вы что, там были?». Она говорит: «Ещё нет, но обязательно приеду».

Экспозиция музея

О ценности каждой вещи:
Мы должны помнить, что у каждой вещи есть своя история. Если кто-то думает, что у него на чердаке валяется всякий хлам, на самом деле, этот «хлам» может обладать невероятной ценностью. Некоторым кажется, что подобные вещи ничего собой не представляют, но в действительности, они способны рассказать очень многое – о наших предках, об их жизни, быте.
Если у вас есть вещь, которая кажется вам абсолютно не нужной, не спешите её выкидывать – лучше принесите её нам. Возможно, она найдёт вторую жизнь внутри стен нашего музея.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Мы надеемся, что данное эссе дало вам более-менее ясное представление о таком нетипичном и авангардном городе, как Тутаев. Но ни один текст, ни видео, ни фотографии не смогут заменить того впечатления, которое вы получите, если посетите Тутаев сами. Мы советуем вам не откладывать в долгий ящик и как можно скорее собирать чемоданы. Огромное количество тутаевских музеев ждёт своих посетителей, а сам Тутаев радушно принимает гостей в любой сезон. Поверьте, Тутаев летом так же прекрасен, как и зимой, ведь «у природы нет плохой погоды», а у Тутаева нет такого дня, когда бы он был менее красив, чем во всё остальное время.

Автор: Ксения Петренко

 

ИСТОЧНИКИ:

https://www.uspeh.company/

https://posmotrim.by/article/tutaev-istoriya-goroda.html

http://www.tutaev360.ru/istoriya-goroda

http://kratkovik.ru/City/Tutaev.html

https://vadimrazumov.ru/649533.html

 

За предоставленный материал спасибо директору музея «Ожившая история» Марине Багоновой и арт-директору Яне Недбайловой, а также экскурсоводу Татьяне Соломатиной.


Возможность комментирования заблокирована.